Образовательный процесс в классах, реализующих ФГОС, организован в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования школы, согласно распорядку дня, расписанию уроков и занятий по внеурочной деятельности, ориентирован на формирование универсальных учебных действий (предметных, метапредметных, личностных). Организовано психологическое обеспечение учебно- воспитательного процесса в начальной школе:
- ведётся индивидуальная работа по устранению психологических проблем учащихся (психологом на основе программы);
- консультации педагога-психолога «Повышение эффективности уроков посредством обеспечения психологической грамотности учителя» по темам:
- «Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения»;
- «Методические рекомендации по развитию внимания, мышления, памяти младших школьников».
Педагогами организована система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Отслеживается занятость учащихся во внеурочной деятельности. Учителя предлагают обучающимся новые формы учебного взаимодействия: совместные размышления (учебный диалог), поиск, наблюдения (за объектом природы, языковой единицей, математическим объектом и т.д.), самостоятельные построения алгоритмов, моделирование учебных ситуаций. Используют различные методы работы для формирования учебной деятельности обучающихся (самостоятельное построение схем, моделей; классификацию, использование знаково - символических средств, метод проектов, средства ИКТ); применяют интегрированный подход к обучению, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Для проверки качества усвоения учебного материала используются комплексные проверочные работы, сочетающие в себе проверку знаний, умений и навыков сразу по нескольким предметам.
В соответствии с требованиями ФГОС создана основная нормативная база. Разработано методическое сопровождение реализации ФГОС НОО:
1. Осуществлена курсовая подготовка учителей начальной школы на базе ГБОУ ДПО НИРО.
2. Организована деятельность рабочей группы по внесению изменений в основную образовательную программу.
3. Проведён анализ типовых заданий для итоговых комплексных работ, оценивающих предметные и метапредметные знания учащихся.
4. Проводится стартовая и итоговая диагностики в 1-4 классах.
5. Педагогами ведется работа по отслеживанию формирования УУД.
Учителя нашей школы с опытом работы по внедрению ФГОС принимают участие в работе районных семинаров, дают открытые уроки. Педагоги знакомят родителей и общественность с деятельностью, связанную с введением ФГОС, на родительских собраниях, на сайте школы.
Прошло четыре года, есть первые результаты. Пожалуй, главное достоинство новых стандартов – это поворот от школы, передающей только знания, к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта лежит подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.
Предметные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
№ |
Результаты |
Освоили на базовом и повышенном уровне ООП НОО |
Освоили на базовом уровне ООП НОО |
Не освоили ООП НОО |
1 |
Предметные результаты (математика, русский язык) |
89,2% |
10,8% |
0% |
2 |
Метапредметные результаты |
61,8% |
38,2% |
0% |
Первые проявления результатов введения стандартов.
Стандарт для детей: изменился характер деятельности учащихся - исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению.
Стандарт для учителей: возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалась стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения.
Стандарт для родителей: повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.
Мы надеемся, что все перечисленные изменения положительно влияют на качество образования в начальной школе.