С целью изучения реального состояния исследуемой проблемы в практике работы массовой школы мы провели анкетирование учителей Ардатовского района, ведущих курс ОБЖ в 5-9 классах по специально разработанной анкете.
В анкетировании приняли участие 16 учителей ОБЖ, работающих в основной школе.
На первый вопрос анкеты: «Что Вы понимаете под личной безопасностью ученика?» мнение участников распределились следующим образом:78,3% учителей под личной безопасностью ученика понимают «состояние защищённости жизни и здоровья ученика»; 47,7% учителей под личной безопасностью ученика понимают «его умение эффективно действовать в различных чрезвычайных жизненных ситуациях»;33,5%учителей под личной безопасностью ученика понимают «знание основных опасностей, подстерегающих его в повседневной жизни, согласно индивидуальных условий проживания», 26,1%учителей под личной безопасностью понимают «умения учеников предотвращать эти опасности, а ещё лучше интуитивно их предвидеть», 24,3% учителей к компонентам личной безопасности отнесли «здоровый образ жизни», 17,8% учителей считают, что к компонентам личной безопасности относятся «приёмы самообороны».
Анкетирование установило, что учителя используют весь арсенал форм организации учебно-воспитательного процесса.
Из данных диаграммы мы видим, что большинство учителей применяют ИКТ технологии на уроках по теме: «Обеспечение личной безопасности».
Анализ ответов на следующий вопрос анкеты позволил установить, что учителя чаще других используют такие технологии, как презентации (76,7%), интерактивные тесты(57,2%), игры(46,3%), интерактивную доску(23 ,3%), демонстрацию CD-DVD- фильмов (53,7%).
Мы видим, что 43,7% учителей испытывают сложности в организации данной работы, а 56,3% учителей не сталкиваются с подобными сложностями.
Мнения учителей относительно сложностей, с которыми они сталкиваются отражено на диаграмме ( рис. 4 ).
Как видно, основную сложность, 81,3% учителей, видят в организации экскурсий, встреч с работниками МЧС, МВД.
Среди предложений по улучшению личной безопасности учащихся варианты ответов учителей распределились следующим образом ( рис. 5 ).
Проанализировав результаты анкетирования учителей ОБЖ Ардатовского района по исследуемой теме, можем смело констатировать, что в школах накоплен значительный опыт в данном направлении. Вместе с тем, нами выявлены и определённые недостатки. Это, прежде всего, недостаточная внеклассная и кружковая работа по вопросам обеспечения личной безопасности ученика в повседневной жизни; слабое привлечение сотрудников МЧС, ГО и ЧС, работников полиции при формировании знаний о личной безопасности в повседневной жизни.
Несколько лучше состояние дел в отношении применения ИКТ технологий в работе учителей района, что, конечно, радует.
Но между тем, почти 50% респондентов испытывают сложности в организации работы по формированию знаний в этом актуальнейшем вопросе современности, что не может не настораживать. По-видимому, многие педагоги не имеют представления о сущности сетевого взаимодействия между школами. Сложность с организацией экскурсий, встреч с работниками МЧС, служащими полиции можно считать объективной, так как во многих населённых пунктах района нет пожарных частей и один участковый на несколько деревень. Отсюда слабая профориентационная работа, не наблюдается формирования уважительного отношения к работникам МЧС, ГО и ЧС, работникам силовых структур.
Всё это свидетельствует о необходимости ведения кружковой и внеклассной работы в направлении обеспечения личной безопасности ученика в повседневной жизни, проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров, пропаганды здорового образ жизни, вовлечения всё большего числа учеников в различные спортивные секции.
Организовывать экскурсии в пожарные части (где они есть), приглашать на уроки работников МЧС, силовых структур для формирования уважительного отношения к людям этих профессий, тем самым проводя раннюю профориентационную работу, устанавливать более тесное сетевое взаимодействие между школами.
Преподаватели ОБЖ должны чётко представлять, что от их ответственного отношения к своему предмету зависит формирование культуры в области безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения. Ведь состояние недостаточной личной защищённости представляет серьёзную опасность не только для общества, но и для государства в целом.
|