Дистанционное
обучение - наиболее демократичная форма, позволяющая получить образование
любому члену общества, вне зависимости от его места проживания, на протяжении
всей его жизни, с учетом его интересов, способностей и потребностей.
Важное
отличие дистанционной формы обучения состоит, на наш взгляд, в том, что акцент
делается на самостоятельное обучение школьников, учитель лишь координирует
работу и помогает в трудных проблемных ситуациях. Формирование умений и
способов деятельности для решения важных, с точки зрения учащихся, задач
активизирует их исследовательский, творческий потенциал. Разнообразие
применяемого прикладного программного обеспечения не только служит развитию у
учащихся умений обращаться с компьютером, но и позволяет на практике показать
им широту областей применения ЭВМ, получать представление о реальных
возможностях ее применения в современном обществе.
Существует
мнение, что в дистанционном режиме учиться значительно проще и комфортнее. Но
практика показывает, что такая форма обучения требует от всех участников
образовательного процесса ответственности и организованности, больших затрат
времени и сил.
Дистанционное
обучение позволяет существенно увеличить количество учебного материала,
повысить качество образовательных услуг, осуществить на практике индивидуальный
подход, учесть интеллектуальные потребности учащегося. Кроме того, характерными
особенностями дистанционного обучения также являются:
-гибкость, когда
учащийся работает в свободном темпе и в удобном для себя месте;
-модульность, где
каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной области
знаний;
-экономичность, за
счет использования более концентрированного представления и унификации
содержания;
-личностно-ориентированный
подход к организации изучения материала;
-технологичность,
используются различные методы, формы и средства взаимодействия в процессе
самостоятельного, но контролируемого освоения знаний.
Среда же обучения
характеризуется тем, что учащиеся, будь то одаренный ребенок, загруженный
посещениями нескольких различных кружков или ребенок с ограниченными
возможностями здоровья, отдален от педагога в пространстве и во времени, в то
же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью
средств телекоммуникации. Опыт показывает, что именно такая форма в сочетании с
традиционным обучением позволяет формировать у учащихся навыки работы с
информационными технологиями и создает предпосылки для получения непрерывного
образования с помощью дистанционного обучения в течение всей жизни.
Для получения
оптимальных результатов дистанционного обучения необходим начальный уровень подготовки
учителей в области дистанционных технологий. Именно поэтому 30% наших педагогов
прошли курсы повышения квалификации по ИКТ технологиям. На базе АГПИ им.
А.П.Гайдара – 5 человек («Информационно-коммуникационные технологии в образовательном
процессе»), на базе АЙТИ – 3 человека («Использование ЭОР в процессе
обучения»). 1 педагог прошел на базе ГБОУ ВПО НИРО модульные курсы
«Дистанционные образовательные технологии в системе повышения квалификации».
Учителями-предметниками разрабатываются
индивидуальные планы занятий с детьми,
часто пропускающими занятия (для
ликвидации пробелов в знаниях на основе программ по предмету). Данными
материалами в прошлом учебном году воспользовались по русскому языку и
математике: 12 обучающихся, по химии –
5 обучающихся, по физике – 4 обучающихся, информатике и ИКТ – 3 обучающихся,
географии – 2 обучающихся.
Также были разработаны материалы для
подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации. Этими
материалами в 9-х классах воспользовались 28 человек, в 11 классе – 9 человек.
Кроме того, через систему Интернет
педагогами оказывалась помощь в виде индивидуальных консультаций по предмету
для всех желающих.
Основной формой дистанционного
обучения в школе на данный момент является обмен информацией через электронную
почту (off-line
режим), ICQ, через презентации. В основном педагоги широко используют возможности электронной
почты и электронного дневника для пересылки домашних заданий отсутствующим на
уроках ученикам, дополнительных развивающих заданий для слабоуспевающих или
одаренных обучающихся, контрольных работ, консультаций по предмету,
тестирования и контроля при подготовке к ГИА, ЕГЭ. По электронной почте осуществляется обратная связь.
К сожалению, технические возможности не позволяют общаться в режиме
реального времени.
В последнее время многие педагоги
заинтересовались конкурсами профессионального мастерства, проводимыми в
дистанционной форме, и приняли в них участие. Кроме того, в Интернет-конкурсах
и олимпиадах приняли участие и обучающиеся нашей школы.